На рынках услуг и товарных рынках конкуренция вынуждает поставщиков находить к покупателям более гибкие отношения. Стремление не только найти покупателя, но и удержать его, приводит поставщиков к необходимому предоставлению выгодных условий оплаты услуг, а также к необходимости предоставления покупателям отсрочек платежа. В свою очередь, от поставщиков продажи в кредит требуют инвестирования значительных ресурсов в дебиторскую задолженность и наращивания затрат, которые связаны с управлением дебиторской задолженностью.
В России стремительно развивающейся областью финансирования является факторинг. Также на рынке финансовых услуг востребованным является факторинг для среднего бизнеса и факторинг для банков. Так что же такое факторинг?
Факторинг в России представляет собой комплекс услуг, которые банк оказывает клиенту, а именно:
- Беззалоговое финансирование кассовых разрывов, которые возникают при предоставлении поставщиком покупателю отсрочки платежа за оказанную услугу, либо поставленный товар под уступку дебиторской задолженности;
- Контролируется своевременная оплата поставок и работа с дебиторами;
- Производится регулярное предоставление отчетов и учет дебиторской задолженности.
Факторинг в России подразделяется на несколько этапов:
- Поставка товара клиентом, отсрочка платежа за услуги до 180 дней;
- Уступка права требования клиентом платежа по поставке банку:
- Выплата клиенту банком финансирования до 90% всей суммы поставки;
- Оплата поставки дебитором клиента (покупателем) на счет банка;
- Выплата остатка денежных средств банком за вычетом комиссий клиенту.
Чем может быть выгоден факторинг:
- Возможность предоставления клиентам выгодных отсрочек платежа, которые позволят расширить сеть продаж;
- Стабильному росту прибыли и выручки способствуют отсутствие дефицита оборотных средств, а также ускорение оборачиваемости;
- Передача функции управления задолженности банку освобождает время сотрудников для выполнения других работ;
- Более устойчивым бизнес сделает покрытие торговых рисков;
- Налогооблагаемую прибыль сэкономит возможность отнесения комиссий за факторинг на себестоимость.
Нужно отметить, что факторинг в России выгоден в использовании как поставщикам товара и услуг, так и покупателям, поэтому необходимость оплаты вознаграждения банка не означает потерю этих денег. Часть расходов можно включить заранее в стоимость товара, а покупателю предоставить выбор: платить за услугу сразу и со скидкой, либо в рассрочку, но соответственно, дороже.
По сравнению с другими кредитными инструментами факторинг имеет преимущества:
- Задолженность погашается дебитором, а не клиентом постепенно по мере оплаты поставленного товара, поэтому нет необходимости экстренной мобилизации средств на счете в момент погашения финансирования;
- Финансирование предоставляется на время фактической отсрочки платежа, а погашается в день оплаты поставленного товара дебитором, это помогает избежать выплаты лишних процентов;
- Отсутствие залогов влечет за собой отсутствие расходов на страховку, оценку, а также оформление залоговых документов;
- Возможность роста совокупного размера финансирования по мере роста объемов продаж клиента, не ограничивается оборотом или залогом по расчетному счету;
- По оплате факторингового финансирования затраты относятся полностью на себестоимость;
- Финансирование факторинговое сопровождается управлением дебиторской задолженностью.
Факторинг в России – это финансовый, незаменимый инструмент для компании, которая стремится к расширению продаж, к освоению новых, ведущих рынков, рентабельного и перспективного бизнеса.