Каждый кредитный отдел абсолютно любой организации старается жить и работать по своим порядкам и установившимся законам, придерживаться определённых схем работы и соответствующих принципов. Но успешная деятельность компании возможна только при условии слаженных действий всех её подразделений. При этом нет важных или менее важных отделов, можно только классифицировать их на выполняющие первостепенные и второстепенные задачи.
Что касается кредитных организаций, то здесь разу несколько отделов будут определять работу остальных. Среди них - кредитный отдел. Если финансовое учреждение для заёмщиков является выгодным кредитором, предлагающим довольно низкие, относительно остальных участников рынка кредитования, процентные ставки, то именно к потенциальными заёмщикам учреждение предъявит повышенные требования. Что в свою очередь отразиться на работе кредитного отдела.
Работу кредитного отдела условно разделяют на три этапа, которые между собой связывает процесс выдачи кредита:
- оформление кредитной заявки,
- рассмотрение заявления и принятие по нему решения,
- подписание кредитного договора и выдача кредита.
За каждый из упомянутых этапов отвечают определённые сотрудники.
Так, на этапе оформления заявления на получение кредита за работу берётся кредитный консультант. Его можно встретить в операционном зале либо непосредственно в кредитном отделе. В его обязанности входит предоставление заёмщикам помощи в определении наиболее оптимальной программы кредитования и в правильном заполнении соответствующих документов. Таким образом, кредитные консультанты делают процесс подачи заявки максимально комфортным и быстрым.
Затем за работу приступают кредитные инспекторы, которые занимаются оформлением всех видов займов. Они проверяют пакет документов, предоставленный заёмщиком, рассчитывают срок и сумму кредита, определяют необходимость обеспечения. Кроме этого, на их плечи ложиться довольно ответственная задача – удостовериться в платежеспособности заёмщика, согласно предоставленной ему информации. С согласия заёмщика, для установления его надёжности делается запрос в бюро кредитных историй.
Второй этап осуществляется довольно долго, в некоторых банках рассмотрение заявления может достигать десяти рабочих дней. Во время этого оформленное кредитное дело заёмщика передаётся в службу безопасности, где предоставленные клиентом документы проходят тщательную проверку. Вся собранная информация впоследствии возвращается к кредитному инспектору. И только после полного оформления досье потенциального заёмщика вся информация оказывается у начальника кредитного отдела, а далее – у секретаря кредитного комитета.
Нужно отметить, что в состав кредитного комитета входят представители юридического, экономического, бухгалтерского отделов и управляющего отделения.
При принятии положительного решения по кредиту инспектор должен известить об этом заёмщика и назначить дату выдачи ссуды. Далее он приступает к подготовке всех необходимых документов и договоров, формы которых согласованы с юристами банка и подписаны руководством.
Уже после выдачи кредита и подписания всех документов, кредитный инспектор передаёт все сведения о заёмщике в организацию по кредитным историям и начинает следить за своевременностью погашения займа. В некоторых отделениях этой работой занимаются работники отдела сопровождения кредитных договоров.
Таким образом, работу кредитного отдела отличает внимательность, ответственность и требовательность, искусно прикрытая профессионализмом работников, и незамеченная при этом глазами заёмщика.